Развитии человека
Учебные материалы


Развитии человека



Карта сайта coinsfull.com

Способность простейшего звукового анализа - слож­ная интеллектуальная операция, приобретаемая в результате воспитания. Роль многообразного опыта (о


чем говорилось ранее) свидетельствует о многосостав­ной психической деятельности слушателя. Например, собственная музыкальная перцепция звукового матери­ала включает познавательную, ориентировочную, мне-мическую, коммуникативную, оценочную, прогностичес­кую, корректировочную стороны.

Однако развитие мышления в процессе восприятия музыки идет специфическим путем. Композитор и испол­нитель при создании и исполнении произведения способ­ны использовать информационные возможности жизнен­ных впечатлений слушателя. Тем самым стимулируется работа воображения, так как они вызывают в воображении слушателя определенные ассоциации. Но конкретный об­раз при этом возникает не всегда. Появляются, по словам Е. В. Назайкинского, «смутные, комплексные ощущения, часто эмоционального характера», которые слушатель зачастую не способен литературно описать. Однако это не значит, что он не воспринял содержание. Существует, так называемое, континуальное мышление, то есть мыш­ление доречевого уровня, его предтеча. Это - важная со­ставляющая в развитии интеллекта, в которой наиболее интенсивно мыслительный процесс синтезируется с ощу­щениями и эмоционально-чувственными функциями. Именно к континуальному мышлению в большинстве случаев, как никакое другое искусство, апеллирует му­зыка. Поэтому так сложно, а порой и невозможно описать музыку словом, да и переведенная на вербальный язык, она все равно оставляет широкий спектр толкований.

О том, насколько важно для психики человека кон­тинуальное мышление свидетельствуют новаторские направления XX века в поэзии и живописи: футуризм, кубизм (кубофутуризм в России), супрематизм, абстрак­ционизм и т. д. Об обращении к континуальному мыш­лению свидетельствуют многие стихотворения Велими-ра Хлебникова, полотна В. В. Кандинского, К. С. Мале­вича, П. Н. Филонова и др.





Известно, что «звучащее произведение может быть фоном для деятельности, объектом непосредственного общения и средством общения» [КадцынЛ., 1990. С. 67]. В наиболее развитом виде музыкальное восприятие функционирует тогда, когда музыка является «объектом непосредственного общения». Именно в этом случае слушатель прежде всего осознанно или неосознанно ищет содержание. Одно из центральных понятий содер­жания в музыке - комплекс представлений. В зависи­мости от степени развития музыкального восприятия процесс познания содержания, по мнению Л. М. Кадцы-на, направлен от представлений к интерпретации.



Уровень представлений является исходным пунктом и предполагает личностный характер слушательского восприятия. Здесь взаимодействуют три формы созна­ния: интеллект, эмоциональность и ассоциативность. Однако это взаимодействие различно. В непрограммной музыке, например, интеллект является источником эмо­ции и ассоциативного отражения. Ассоциативные пред­ставления возникают на основе сравнений. А отбор ас­социаций происходит от интеллекта и эмоционального мира. В вокальной и сценической музыке указанные три формы сознания имеют другую зависимость: интеллект порождает ассоциации, и затем возникают эмоции.

При развитом музыкальном восприятии на основе рефлексии возникает слушательская интерпретация -истолкование, объяснение смысла. И на основе интер­претации формируется слушательская концепция как высшая форма деятельности слушателя, полноправная составляющая музыкального творчества.

Музыкальное восприятие содержит акт пережива­ния. По мнению психологов «сам процесс переживания ... понимается как реакция на интеллектуальное отра­жение мира в познании» [Там же. С. 23]. То есть, и акт переживания направлен также на постижение смысла.


Слушательское переживание по степени его эволюции можно разделить следующим образом:

1) состояние как простейшая форма переживания;

2) настроение - первая форма осознанного пере­живания;

3) эмоция - осознанное переживание, выражающее эстетическую оценку ситуации;

4) чувство как самая сложная форма переживания.
С интеллектуальным и эмоциональным развитием

связано формирование интеллектуальных потребностей слушателя - как ценностно-целевой установки его дея­тельности. Классификация потребностей: 1) простые -прикладные (в этом случае слушатель еще недостаточ­но глубоко осознает содержание), 2) сложные - познава­тельные, 3) высшие - как потребность общения, напри­мер, с данным произведением, стилем, исполнителем и т. д. Высшие потребности формируются на основе по­знавательных потребностей. В них заложена установка на постижение концепции музыкального произведения. Восприятие музыкального содержания, проникнове­ние в его смысл немыслимы без понимания музыкаль­ной семантики. Напомним принципы классификации му­зыкальных знаков, данные В. В. Медушевским: 1) по ма­териально-конструктивным свойствам, 2) по характеру значений, 3) по типу связи знака и значения, 4) по сфе­ре жизненного опыта, 5) по месту знаков в шкале обще­го - индивидуального. Все многообразие музыкальной семантики делится на экстрамузыкальную и интра-музыкальную семантику. Экстрамузыкальная семан­тика связана с подражанием немузыкальным явлениям и процессам: шагам, шумам волн, речи и т. д. Интраму-зыкальная семантика основана на имитации музыкаль­ных звуков и образов, встречающихся в быту: колокола, боя часов, барабанной дроби, позывных горна и др. По­стижение музыкальной семантики основывается на опыте





общения с музыкальной культурой, в результате которо­го в сознании отражаются слепки этих эталонов.

Развитие музыкального восприятия направлено от по­нимания языка к пониманию речи. В отличие от языка, музыкальная речь, как и вербальная, всегда предпола­гает индивидуальную трактовку языковых средств. Му­зыкальная семантика носит связующую функцию между языком и речью. Восприятие начинается с распознания лексики, то есть с музыкального языка, который основан на средствах музыкальной выразительности. Как извес­тно, они бывают специфически-музыкальные (лад, гар­мония, мелодия) и неспецифически-музыкальные (темп, ритм, тембр, регистр, артикуляция и др.). Именно неспе­цифически-музыкальные средства выразительности об­разуют как бы «вход» в систему коммуникативных значе­ний специфически-музыкальных средств. Неспецифичес­ки-музыкальные средства в большинстве случаях лежат в основе музыкальной семантики. Здесь слушатель ре­шает ряд творчески-познавательных задач. Основная за­дача связана с интуитивным пониманием смысла музы­ки. Существенный момент - включение эмоциональных и оценочных процессов. И этот переходный момент в понимании - от языка к речи - облегчается музыкаль­ной семантикой. По своей структуре семантика - некий эталон, который лежит в основе образа.

Оценочная деятельность в музыкальном вос­приятии.

Интеллектуальному развитию слушателя спо­собствует оценочная деятельность. Это - понятие ис­торическое. Например, только в XVIII веке появился такой знак, как аплодисменты, и лишь в XIX столетии вошло в обиход слово «жюри».

Оценочная деятельность разнообразна. Это может быть: высказывание критика и научная разработка теоретика, оценка педагога-музыканта и композитора, суждения испол-


нителя и слушателя. Но какой бы ни была оценочная дея­тельность, музыкальное восприятие невозможно вне нее.

Изучение оценочной деятельности необходимо во мно­гих аспектах. Во-первых, для выяснения соотношения оценки профессионалами и слушателями. Во-вторых, для практики эстетического воспитания. В-третьих, при анализе структурных элементов музыки. В-четвер­тых, для изучения психологии человека, уровня его куль­туры и нравственно-психологического, а порой, и обще­ственно-политического климата общества в целом.

Оценочная деятельность обязательно требует обще­ния, она соединяет слушателей. Поэтому так легко и не­принужденно незнакомые люди вступают в контакт после концерта или спектакля. Оценочная деятельность созда­ет свой язык, который неоднороден. Она рассредоточена во времени, и каких-либо временных ограничений здесь нет. Особенно наглядно это подтверждают мемуары му­зыкантов, где можно встретить описание впечатлений о концертах, состоявшихся давно.

Во многом оценочная деятельность, как компонент восприятия, представляет собой осознанный процесс. В ней выражается общественная природа человека, его социально-культурная обусловленность. Поэтому оце­ночная деятельность очень часто связана с коммуника­тивной ситуацией.

В сферу оценочной деятельности входит также оцен­ка способа слушания музыки. Например, восприятие музыки на фольклорном празднике отличается от сим­фонического концерта в филармоническом зале или слушания программы рок-фестиваля. Способ общения с музыкой - явление историческое, социальное, жанро­вое и т. д. Для каждого конкретного случая характерно такое понятие как «правило игры».

Оценка включает различные виды психической де­ятельности: 1) перцепцию, 2) апперцепцию, 3) оценоч-





ную операцию, 4) оценочное сообщение, 5) фиксацию оценки. Узнавание содержит эмоциональную окраску и аналитическое действие, основанное на перцепции. По определению Б. В.Асафьева, это «эмоциональная оценка "приветствуемой слухом интонации"».

Особого анализа требует авторская оценка, отра­женная в произведении. К ней следует отнести: стили­зацию, гротеск, окарикатуривание, воспроизведение иностилистического материала.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть: оце­ночная деятельностью активизирует все психические возможности индивида, весь его предшествующий опыт.



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная